Нарушения речи у ребенка: основные причины и симптомы
дети воспитание речь нарушения

В вашем доме появился кроха, он растет и развивается. Для вас это самый замечательный человечек на свете, и все, что он пытается делать, умиляет вас и радует. Но в одно не самое прекрасное время вы замечаете, что он как то не так говорит. А может вы и не заметили, а об этом вам мимоходом сказала подруга или бабушка вспомнила, что в этом возрасте вы вполне сносно говорили.

Некоторые мамочки бегут к логопеду по самому незначительному поводу, а некоторые ничего не замечают до старшего возраста, когда некоторые нарушения уже сложно скорректировать. Что же делать? Как понять, что вам нужно к логопеду, а когда можно не беспокоиться? В каком возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки?

Что сигнализирует о нарушениях речи ребенка?

Когда мы начинаем говорить, то не всегда начинаем это делать чисто и хорошо. Что для родителей является сигналом, что пора бежать к логопеду?

На этот вопрос отвечает логопед-дефектолог Ирина Павловна Артамонова.

Прежде всего, следует сказать, что речь ребенка должна быть полностью сформирована к 5 годам. Исключением считаются звуки «р» или «л». В период становления речи — от 2 до 5 лет — родителям следует быть особенно внимательными, и заволноваться, если малыш, например, в 3 года говорит только 10 лепетных слов или изъясняется одними звуками.

В норме в 3 года говорить предложениями. Некоторые дети в этом возрасте могут запомнить и рассказать небольшие стихотворения. И даже если ребенок понимает, что вы ему говорите, и отвечает вам жестикулируя — это тоже не норма. Поэтому настоятельной рекомендацией является показать такого кроху логопеду.

А если вы замечаете в более раннем возрасте, что ребенок не звукоподражает или вообще не реагирует на вас, то пойти к специалисту нужно еще раньше. А вдруг у малыша что-то со слухом, аденоиды или какая-то врожденная патология? Поэтому родителям нужно быть очень внимательными.

Сегодня много детей рождается через кесарево сечение. И это тоже может быть проблемой, так как приводит к целому спектру нарушений. Сюда же относятся стремительные и затяжные роды, которые также могут быть причиной нарушений речи. Поэтому, когда ребенка приводят к логопеду, в первую очередь диалог происходит с мамой — как протекала беременность, как проходили роды, чтобы найти причину, приведшую к речевым проблемам.

Специалист обследует и обнаруживает, что малыш, например, плохо слышит, а никто не замечал! Потому что не проверяли. Поэтому очень важно, чтобы ребенка обследовали. В 1 год детей нужно показывать всем специалистам, а многие родители увиливают от этого, увиливают от прививок. Это приводит к тому, что пропускается какое-то нарушение, а это — потеря времени, из-за чего это нарушение устраняется сложнее и дольше».

Признаки задержки речи

Существуют нормы речевого развития (о нормах речевого развития читайте в нашей статье «Развитие речи у детей дошкольного возраста: нормы и общие правила», а существует такое понятие, как индивидуальное развитие. Так как же родителям распознать проблему?

Рассказывает детский невролог Курманаева Нурия Давлятовна (Центр Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник» г.Казань).

Индивидуальное развитие и реальная патология всегда идут рядом. Один из наиболее часто встречающихся неврологических симптомов — это задержка речевого развития. Но наряду с этим симптомом идут сопутствующие симптомы, которые распознать может только доктор. Поэтому если родители видят, что у ребенка есть дефект в развитии речи, то они не должны гадать, здоров ли он или не здоров — берут малыша и идут к врачу на прием. Чем раньше ребенку окажут квалифицированную помощь, тем лучше будет результат.

Симптомы задержки речевого развития

О задержке психоречевого развития говорят такие симптомы:

  • Младенец не воспроизводит никаких звуков, чаще молчит.
  • 12-месячный малыш не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем.
  • В 1,5 года дети должны отличать называемые вслух предметы, свободно выполнять простые просьбы «дай мне куколку», «принеси мишку», «идем кушать».
  • Даже если у малыша 3-х лет есть задержка речевого развития, то он также может правильно выполнять определенные задания (что является индикатором того, что он вас понимает). Он может показывать предметы, указывать на них пальчиком, но называть он их не будет.
  • К 4 годам дети способны воспроизводить целые предложения, при этом не всегда и не у всех правильно выговариваются все звуки.
  • К 5 годам речь ребенка полностью сформирована, как у взрослого человека.

Сопутствующие неврологические симптомы

При задержке речи могут быть сопутствующие неврологические симптомы. Одним из таких сопутствующих симптомов является синдром дефицита внимания или гиперактивность. К сожалению, родители принимают такое состояние как черту характера ребенка. На самом деле, это начало заболевания, поэтому малыша следует показать неврологу.

Ребенок гиперактивен, невнимателен, не сидит на одном месте — ни 2, ни 3 минуты. Это большая проблема для самого ребенка. А раскрываются эти процессы и ухудшаются в тот момент, когда маленького ребенка отдают в садик (адаптационный синдром), где он ни сидит, ни ест, не спит.

Но самые серьезные проблемы возникают у ребенка, когда он идет в первый класс. Он 45 минут не высиживает, становясь проблемой для самого себя, родителей и учителей. Чтобы этой неприятности не возникало, малыша нужно лечить с самого раннего возраста.

Опасные симптомы

  • Неразборчивая речь.
  • Неусидчивость.
  • Невнимательность.
  • Быстрая потеря внимания и интереса.

Причины задержки речевого развития

Рассказывает логопед Дербышева Наталия Владимировна (Новочебоксарская детская больница).

Даже те мамы, которые считают, что речь их детей достаточно хорошо развита, должны прийти на консультацию к логопеду. Есть такое заблуждение, что логопед занимается только корректировкой звуков, но это не так. Речь — это очень широкое понятие, и когда мы даем тестовые задания детям, мы всегда обращаем внимание на словарный запас, на то, как ясно и грамотно умеет выражать ребенок свои мысли, и конечно же, на грамматическое обрамление речи.

Я бы сейчас хотела затронуть главные причины, из-за которых происходит задержка речевого развития.

1 причина: невостребованность речи

Это так называемый дефицит внимания. Либо родители мало общаются, либо вообще не общаются с ним. Классическая ситуация: мама приходит с работы, она устала, ей нужно еще сделать много домашних дел (приготовить ужин, накормить папу, помыть посуду и т. д.). На ребенка не остается ни времени, ни энергии. Часто выходом из положения является телевизор, компьютер. Но даже полезные и обучающие мультфильмы, передачи не заменят ему настоящего живого общения с мамой и папой. Ни один новомодный гаджет пока не способен говорить с ребенком, спрашивать его, рассказывать что-то ему, строить с ним башни и улыбаться ему. Это одиночество остро чувствуется детьми, они замыкаются, а развитие речи затормаживается.

2 причина: замедленный темп созревания нервных клеток

Медленно созревающие нервные клетки - еще одна причина проблем с речевым аппаратом у детей. В таких случаях малыша всегда направляют на консультацию к невропатологу. Есть такие дети, которым для активизации деятельности головного мозга необходимо принимать некоторые препараты. В будущем это поможет ребенку более точно усваивать речевой материал.

3 причина: соматические заболевания и травмы

В этом случае врачу-логопеду приходится работать в связке с теми специалистами, на учете у которых стоит ребенок.