Художественный образ в моде
Над одеждой работает целый творческий коллектив – фотографы, дизайнеры, модели, стилисты. Модная одежда – результат коллективного труда, но этот труд подается в форме показа на сцене подиума. Это еще одна точка соприкосновения художественного образа и одежды.Мода обладает двойственностью, это и бизнес, и искусство. В модные дома вкладываются огромные средства и получают прибыль. Платье, которое Мерилин Монро надевала на День рождения Кеннеди, было продано более чем за миллион долларов. В создании модного образа обязательно присутствует творческое начало. Создатель – творец, который работает с формой, цветом, фактурой.
Продвижение моды наполнено образным началом: позиционирование и реклама в модных журналах, создание и распространение мифов, использование образов икон стиля, использование образов кино и фотоматериалов.
Сегодня этого недостаточно и используется, как отмечает А. В. Еремеева, «взаимодействие моды с современным искусством и ее отождествления с ним». Моду отличает близость с современным элитарным искусством. Мода становится предметом интереса и изучения знатоков. Высокая мода отличается недоступностью, не только в силу высокой цены, но и в силу смысловых нагрузок.
Имена модных дизайнеров заносятся в каталоги современного искусства.
Дизайнеры работают как оформители книг. Е. Ямомото в своей книге «Разговаривая с самим собой» беседует с японским философом Киокаци Вашида о творчестве, бытии. Ряд модельеров свой облик, имя превращают в произведение искусства. Модельер репрезентирует себя как произведение искусства – Ж. П. Готье. Этот прием широко используют художники-авангардисты.
Образование модельеров основано на изучении творчества великих художников. Для показов мод используют музеи, дворцы. Модный образ становится музейным предметом в силу своей художественной наполненности.
Жан Бодрийяр отмечает, что мода относится к чему-то наиболее необъяснимому: это принудительное обновление знаков, это произвольное производство смысла. Логические процессы моды распространяются на культуру в целом. Красоте нечего делать в мире моды. Красивое платье положило бы конец моде. Мода может использовать только алиби красоты. Мода производит красоту, отрекаясь от прекрасного, на основании логической эквивалентности красивого и безобразного. Она может навязать смешные элементы как притягательные. Красота рационализирует процесс производства и воспроизводства границ понимания.
Искусство XX в. отказалось от красоты, мода постепенно заменила собой искусство в поддержании мира красоты. Мода формирует образцы красоты для человека. Изобразительное искусство отказалось от отображения реальности, повернулось в сторону самовыражения. Дизайнеры и зрители переживают реальность через модную одежду. Дизайнеры активно наполняют образами визуальную сферу.