Пять игр на развитие речи ребенка
Игра “Путь к сокровищам”
Правила игры: чтобы получить доступ к сокровищам в коробке, ребенка просим принести в корзинку нужные предметы. Говорим ребенку: “Принеси мне ложку, колокольчик и шарик”. Инструкция повторяется только один раз, затем ребенок должен принести в корзинку то, что запомнил. Количество слов регулируется. Можно начать с двух. Выполнив задание несколько раз, малыш получает доступ к “сокровищу”, например, сенсорную коробку.
Игра “Закрашивание зеркала”
Вам понадобятся: большое зеркало, кисти, краски, емкость с водой, а также ароматные вещества, например, используем мяту и кофе. Посадите малыша на колени перед зеркалом и вместе рассмотрите лицо. Затем, держа ручку ребенка с кисточкой или губкой в своей руке, закрашиваем часть зеркала так, чтобы малыш не видел отражение своего лица в зеркале. Далее, вместе постепенно, начиная с верха, стираем чистой мокрой губкой краску, открывая лицо в отражении. Рассказываем ребенку о частях тела, стимулируя сопряженно произносить их названия. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит имя ребенка: «Где Маша? - вот Маша!».
После этого продолжаем игру - знакомим носик ребенка с ароматами мяты и кофе. Кофе и мяту в отдельных емкостях поочередно предлагаем малышу понюхать, называя: это кофе, это мята, понюхай, как пахнет!
Игра “Речевой фотоальбом”
Подготовьте альбом фотографий ребенка в различных активностях. Желательно, чтобы в альбоме также были фотографии ребенка только с мамой, только с папой, только с бабушкой или дедушкой. Каждый вечер как ритуал рассказываем и показываем фотоальбом любимым игрушкам. При этом оречевляем все, что изображено на фото простыми короткими предложениями, которые всегда должны быть одинаковы. “Это Федя. Федя на море. Это мама Феди. Это папа Феди. Федя ест. Федя дует. Федя бежит”, и так далее. Подобный фотоальбом помогает эмоционально подкрепить деятельность ребенка.
Игра “Луч света”
Для игры нам понадобятся фигурки тех животных, названия которых доступны для повторения неговорящим ребенком, а также фонарик и темное помещение. Примерная инструкция: “Ой-ой-ой! Потерялись наши друзья!” Затем выключаем свет: “Ой, стало темно, нужен фонарик! Вот он, вот свет, ищи. Кто это? Овца, ме-ме!”. Повторяем то же самое со всеми животными: с котом, псом, конем, коровой.
Игра “Стирка”
“Разбросал кот все вещи по комнате, давай соберем. Ищи юбку, ищи платье, ищи майку”. Ребенок собирает вещи в корзину. “Давай все загрузим в стиральную машину”. Таким образом, мы стимулируем ребенка своей эмоциональной лексикой к повторению.
Не забывайте, что играть нужно только в те игры, которые интересны вам, причем искренне интересны.