Методика интенсивного интеллектуального развития детей Домана-Маниченко
дети развитие обучение методики

Двадцатый век кое-кто справедливо называет эпохой революций. В это время произошло глобальное переосмысление всего, что связано с жизнью человека. Не обошлось и без революций в области воспитания и обучения детей. Именно революцией и назвал свой метод развития детей Глен Доман, американский ученый и врач.

Общая информация о методе

Ученый доказал, что умственные способности ребенка закладываются в возрасте до трех лет. Так же как и тело ребенка, его мозг требует тренировок — на этих принципах и была построена методика интенсивного интеллектуального развития.

Второй ученый - Андрей Маниченко, который занимался по методу Домана с собственными детьми. А. Маниченко сделал качественную адаптацию американской методики к детям из стран СНГ, добавил к ней интересные игровые элементы и новые инструменты. Так на свет появилась методика Домана-Маниченко.

По мнению Г. Домана, в возрасте до 3 лет ребенок воспринимает много информации, запоминает ее, но не может об этом сказать родителям. Ведь занятия проходят тогда, когда ребенок еще не умеет говорить. В это время, по мнению ученого, взрослые должны предоставлять информацию просто и доступно, так, чтобы ребенок развивался всесторонне и активно.

Основа методики Домана-Маниченко — восприятие ребенком информации наглядно и на слух. А если говорить простыми словами, то визуальная информация показывается ребенку на определенных карточках и одновременно проговаривается.

В методике Домана-Маниченко выделяют три главных аспекта:

• математика;

• чтение;

• физическое развитие;

• знания об окружающем мире.

1. Математика

Учеными было доказано, что дети воспринимают цифры не как некий абстрактный образ, а как количество предметов. Дети могут не только воспринимать их, но и различать. Обучая азам математики по методу Домана, детям показывают карточки с изображениями различных количеств красных кругов.

Позже другой ученый, А. Маниченко, существенно дополнил карточки с кругами Домана своими собственными разработками, с помощью которых можно обучать ребенка счету почти с пеленок. Такие занятия проходят в форме игры — интересной и полезной. Множество игрушечных магазинов сегодня предлагают различные обучающие наборы, с помощью которых можно заниматься данной методикой.

2. Чтение

Г. Доман предлагает изучать не отдельные буквы и слоги, а слова в целом. Его опыты показали, что запоминать целые слова детям до 3 лет гораздо проще. Более того, в таком раннем возрасте дети имеют большую гибкую память, способность держать свое внимание одновременно на нескольких вещах, умение легко переключать внимание. Все эти навыки, по мнению ученого, надо поддерживать и развивать.

Так же как и в обучении математике, Доман предлагает учить чтению, показывая ребенку карточки с напечатанными словами — большие красные буквы на белом фоне. Показывать их нужно не дольше секунды по пять карт за одно занятие — всего пять секунд. По три раза на день. В общем, получается 15 секунд в день в три этапа. Достаточно ли этого для того, чтобы освоить чтение? Ученые говорят, что вполне достаточно.

Ученый Маниченко существенно дополнил методику своего американского коллеги. Он адаптировал карточки со словами, словосочетаниями и предложениями Домана для русскоязычных детей, а также продолжил эту методику — разработал первые книжки для детей. Ранее Доман говорил, что найти хорошие книги, которые будут отвечать требованиям его методики, очень сложно. А. Маниченко решил этот вопрос.

3. Физическое развитие

Большое внимание Г. Доман в своей методике уделял и физическому развитию ребенка. Многим известно про связь интеллекта и физиологического развития ребенка. Не отвергал этих принципов и Г. Доман, когда утверждал, что физические упражнения активизируют умственную работу. Движение — это залог здоровья, а интеллект ребенка развивается, когда он решает новые задачи. То есть гармоничное сочетание обучения и физических упражнений — основа гармоничного развития ребенка во всех направлениях.

4. Знакомство с окружающим миром

Если Г. Доман разработал систему и предложил карточки для изучения чтению и математике, то его коллега А. Маниченко дополнил эту методику еще и занятиями, которые знакомят ребенка с окружающим его миром. Разработанные им учебные материалы в простой и доступной форме рассказывают ребенку о базовых вещах, с которыми он сталкивается ежедневно. Родители показывают ребенку яркие крупные иллюстрации и рассказывают ребенку про эти самые базовые понятия. Также Маниченко предлагает интересные развивающие игры и эксперименты, которые расскажут ребенку еще больше про окружающий его мир.

О чем следует помнить родителям, которые занимаются с детьми по методике Домана-Маниченко?

  1. Проводить занятия можно только тогда, когда ребенок настроен на них. Если вы видите, что именно сейчас ребенок не хочет ничего делать — не заставляйте его! Иначе в дальнейшем негативные эмоции будут вызывать неприятные ассоциации с учебой, и преодолеть их будет очень непросто.

  2. Один из принципов Г. Домана: уделяйте внимание физическому развитию ребенка не меньше, чем интеллектуальному.

  3. Занятия обязательно следует проводить систематически и по правилам. Если вы что-то пропустили, не стоит пытаться «догнать». Это принесет только усталость и никакой пользы.

  4. Конечный результат будет зависеть, в первую очередь, от индивидуальных особенностей вашего ребенка. Не ждите, что ваш ребенок начнет показывать результаты обучения именно так, как это делают другие дети.

Критика

Ради справедливости, стоит сказать и о том, что методика Домана-Маниченко имеет не только множество последователей и сторонников, но и критиков.

Кое-кто говорит, что всему свое время: все остальные педагоги (Же. Пиаже, Н. Монтессори и др.) обязательно учитывали развитие детской нервной системы, а тут прямо с пеленок!

Более того, не каждая мама или папа имеют определенные педагогические знания (хотя бы интуитивные, не говоря уже об академических), что может привести к негативным последствиям — перенапряжению еще не до конца сформированной нервной системы и отказу от учебы вообще.

Другие говорят о том, что методика Домана-Маниченко вообще не новая, и визуальный и слуховой каналы восприятия информации — не открытие. И такие мнения тоже имеют право на существование.

А мы скажем: любая методика — новаторская или традиционная, подразумевает взвешенный и разумный подход со стороны родителей. Внимательно изучите теоретическую информацию прежде, чем начинать заниматься. Если сомневаетесь, поговорите с профессиональными педагогами и психологами, и лишь потом приступайте к занятиям.