Парадоксы: Мост
Это семнадцатый софизм Буридана. Можно было бы ожидать, что единственной сложностью Платона в выполнении его обязанности могло быть знание: правду или ложь сказал Сократ. Но Сократу удается тонко ему соврать.
Многие философы, следуя Аристотелю, отрицали, что условные предложения о будущем имеют значение истины. Если бы эта точка зрения была правильной, то высказывание Сократа было бы ложным, так как высказывание о будущем может или не может произойти в будущем. Но высказывание не может быть неправдой также. Однако мнение Аристотеля искажает правду со знанием или предопределенности. Сказать, что Сократ будет брошен в воду, - это не сказать, что все уже знают, что он будет или уже определился с тем, что будет брошен в воду. Его правдивость или ложность зависит от того, что собирается сделать Платон. Логически невозможно для Платона исполнить клятву в данных обстоятельствах. «Он не имеет никаких обязательств, чтобы держать клятву просто потому, что он может» - заключает Буридан. Буридан заключает это довольно разумно.
Софизм Буридана - самый поверхностный из парадоксов, если считать его одним из всех. Это просто необычный случай, в котором клятва не может быть выполнена по причинам логики.
(Если Платон свободен от обязательств, то он может выбросить Сократа в воду, если он захочет. Интересно, если предположить, что Платон честен, то есть возможность, что Сократ не будет брошен в воду. Он может сказать:
- Или я говорю ложь и вы бросаете меня, или я говорю правду и вы не бросите меня;
- Если предложение - правда, то первая альтернатива исключается, и вторая альтернатива должна быть правдой, и тогда Сократа не бросят;
- Если предложение - неправда, то обе альтернативы должны быть неправдой. И, если первая альтернатива неправда, так как Сократ говорит неправду, то предложение будет ложным и он будет выброшен.
В любом случае Сократ избегает броска в воду. Вариант софизма Буридана появляется в Дон Кихоте Сервантеса. «Мост» восходит к Хрисиппу (280 -207 гг до нашей эры).